Олимпиада по практичкским навыкам на кафедре опоеративной хирургии Курского государственного медицинского университета
17.06.2015 Блицкригом по науке
01.08.2011 Обращение Исполкома Пироговского движения врачей России к гражданам и медицинской общественности
01.08.2011 Поступление в аспирантуру и призыв в армию
28.11.2010 Место науки – в провинции
17.10.2010 Кризис в российской науке кончился – мнение руководителя крупного НИИ или не имеющего отношения к науке чиновника?
|
|
01.06.2010
Оптимизация научной работы студентов на факультете иностранных учащихся
Бачинский О.Н., Липатов В.А., Огнещикова Н.Д.
ГОУ ВПО "Курский государственный медицинский университет"
Общероссийская общественная организация
"Российский союз молодых ученых"
Постоянно пополняющийся арсенал новых знаний и технологий во всех областях жизнедеятельности, интенсивное развитие информационной ресурсов, конкурентная профессиональная среда не оставляют выбора высшей школе в стратегии модернизации своей деятельности. Переход на инновационный путь развития теперь оценивается не как лозунг для стратегического развития, а как объективная потребность сегодняшнего дня. Подготовка студентов в высшем учебном заведении должна быть нацелена не только на "штамповку" специалистов в своей области, а, в большей степени, на подготовку сформировавшейся личности, обладающей навыками практической деятельности, умеющей решать творческие задачи, имеющей способность к саморазвитию, самосовершенствованию, адекватному восприятию нового. В рамках обучения в медицинском вузе данные вопросы решаются не столько на аудиторных занятиях, сколько при самостоятельной работе студентов – одним из наиболее эффективных вариантов которой может быть научно-исследовательская работа (НИР).
Вовлечение студентов в научно-исследовательский процесс – важная часть работы с учащимися в Курском государственном медицинском университете. В КГМУ созданы благоприятные условия для студенческой науки на кафедральном, университетском, межуниверситетском уровнях. Практически на всех кафедрах функционируют студенческие научные кружки. Координируют молодежную науку Совет студенческого научного общества и Совет молодых ученых. Ежегодно проводятся научные конференции студентов и молодых ученых. Созданный недавно Научно-инновационный центр аккумулирует инновационные достижения вуза. Все факультеты интегрированы в исследовательскую работу университета.
Однако проведенный нами анализ продемонстрировал наименьшую активность в этом вопросе факультета иностранных учащихся. Созданное в 1993 году структурное подразделение по работе с иностранными студентами занялось вопросами разработки новых технологий преподавания на английском языке, интегрирования и адаптации студентов к условиям жизни и учебы в России. Организация научной работы среди англоязычных учащихся в силу ряда объективных и субъективных причин отошла на второй план. К сожалению, данная тенденция сохраняется и в настоящее время. По нашим данным степень их вовлеченности в НИР не превышает 5%.
С целью выявления причин низкой научной активности на факультете иностранных учащихся было разработано и проведено анкетирование среди студентов 5 и 6 курсов. Опросник содержал 20 вопросов, разделенных на четыре основные блока:
– интерес к научной работе, желание заниматься НИР в настоящее время;
– степень информированности о научной жизни университета;
– степень вовлеченности в НИР вуза (с оценкой роли профессорско-преподавательского состава);
– оценка возможных причин низкой научно-исследовательской активности (анализ предложенных вариантов и предложение собственных).
В социологическом исследовании участвовало 100 студентов, выбранных случайным образом, 34 – мужского пола, 66 – женского пола, представляющих Малайзию, Индию, Шри-Ланку, Нигерию.
Выявлено, что 69% респондентов проявляют интерес к научной жизни и научным изысканиям, следят за периодическими научными изданиями, обсуждают с друзьями последние достижения в мире науки. В то же время, желание самостоятельно заниматься научными исследованиями в настоящее время продемонстрировали только 54% студентов, 30 человек смотрят негативно на научную работу во время обучения в вузе. Данная тенденция, по-видимому, объясняется желанием сконцентрироваться на учебе, уделять больше внимания педагогическому процессу. С другой стороны выявленные значения могут свидетельствовать о недостаточной информированности и, как следствие, недостатке привлекательности научной работы для респондентов. В определенной мере это предположение находит подтверждение в ответах на вопросы, отражающих осведомленность об организации научной работы в КГМУ. Только 26 студентов ответили утвердительно о том, что они владеют информацией о НИР в вузе, 34 – в небольшой степени осведомлены по данному вопросу, 40 человек – ответили отрицательно. 41% обучающихся знают в большей или меньшей степени о проведении ежегодной университетской конференции студентов молодых ученых, тогда как 59% – не информированы об этом мероприятии. Похожие данные были получены по осведомленности о работе кафедральных студенческих научных кружков.
Еще более неутешительные результаты продемонстрировали ответы на вопросы осведомленности о работе СНО и СМУ. Доля студентов, знающих о существовании и целях работы данных организацией не превышала 10%.
На вопрос об источниках информации об организации НИР в КГМУ только 18% респондентов выбрали "Преподаватели вуза", большинство студентов отметили Интернет, неоднократно встречались ответы об отсутствии доступной информации. 28% анкетируемых отметили низкую активность преподавателей по вовлечению англоязычных студентов в научную работу кафедры, и только 37% студентов слышали о кафедральной науке от преподавателей на лекциях и практических занятиях. Среди причин низкой научно-исследовательской активности лидировало наличие языкового барьера в общении. Более 70% респондентов отметили, что они совсем не понимают или испытывают значительные трудности, слушая доклады на русском языке. Ряд студентов отметили недостаток современной иностранной литературы в библиотеке.
Следует отметить, что полученные результаты являются предварительными, поскольку исследование продолжается, но уже по полученным данным можно отметить проблемные места и наметить мероприятия по активизации научно-исследовательской работы на факультете иностранных учащихся.
Источник http://drli.ru
« к началу страницы
|