Российский союз молодых ученых
Курская область
Главная
Об отделении
Деятельность
Информация
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Рассылка

Aviasales

Курский государственный медицинский университет

Юго-Западный государственный университет

Курский городской портал

Журнал «Молодой ученый»

Курский государственный университет

Курское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых" (РоСМУ) ВКОНТАКТЕ

Опросы

На сколько Вы удволетворены своим ежемесячным доходом?

Результаты »

Опросы

В каких условиях Вы сейчас живете?

Результаты »

Опросы

На сколько Вы удволетворены своими жилищными условиями?

Результаты »

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100
-->


01:15
20
апреля
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Курское региональное отделение приглашает к сотрудничеству общественные организации и научные коллективы региона!!!
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати

Другие материалы

17.06.2015
Блицкригом по науке

01.08.2011
Обращение Исполкома Пироговского движения врачей России к гражданам и медицинской общественности

01.08.2011
Поступление в аспирантуру и призыв в армию

28.11.2010
Место науки – в провинции

17.10.2010
Кризис в российской науке кончился – мнение руководителя крупного НИИ или не имеющего отношения к науке чиновника?


21.01.2009

ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НАУКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Липатов В.А., Гребенников В.Н.

Российский союз молодых ученых,
Курское региональное отделение;

Курский государственный медицинский университет;

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области.

Развитие науки и образования признается приоритетным направлением внутренней политики РФ на разных уровнях. В рамках национального приоритетного проекта "Образование" при поддержке Губернатора Курской области проводятся ежегодные научные форумы и конференции, в том числе в рамках студенческого лагеря "Славянское содружество". В его итогах было обозначено, что "... интеллектуальное богатство нашей страны не менее востребовано чем энергетические ресурсы и способно превратить Россию в "интеллектуальную мастерскую". Готовя специалистов высокого уровня, страна накапливает мощную силу для преобразования самой себя, для развития экономики инноваций".

Смена экстенсивного, сырьевого пути развития на интенсивный, инновационный является рациональным макроэкономическим приоритетом. По мнению специалистов, экономическая эффективность инновационного производства в 10 раз выше обычного и в 100 раз превышает доходы от торговли. Тем не менее, доля инновационных предприятий в РФ не превышает 1%, что говорит о наличии существенных проблем развития экономики инноваций.

Разработчиком фундаментальных вопросов, генератором инновационных идей становятся молодые ученые, обладающие в отличие от представителей старшего поколения, способностью быстрого овладения передовыми технологиями, гибкостью и нестандартностью мышления, мобильностью и активностью.

Целью настоящей публикации является обозначение роли молодежи в инновационном развитии нашего региона и освещение тех проблем, с которыми она сталкивается.

По всем существующим законам логики и рынка, наука в нашей стране должна была перестать существовать как таковая. Тем не менее, изыскания продолжаются и несмотря ни на что приносят плоды. В том числе и Курск может гордиться плодотворно работающими вузовскими научными школами, представители которых продуцируют не только фундаментальные и теоретические разработки, вносящие вклад в развитие базисных представлений, но и генерируют идеи, которые ложатся в основу инновационных проектов.

Старейшие университеты неоднократно представляли на областных выставках свои экспозиции, посвященные инновациям. Этому также является подтверждение и настоящая конференция.

Инновационную цепочку мы представляем себе следующим образом. Фундаментальные исследования являются почвой, на которой всходят, произрастают и дают плоды прикладные разработки. Идеи, возникающие в прикладных исследованиях должны быть изучены, обоснованы и апробированы при НИОКР, продуктом которых является инновация. Следующим этапом процесса является защита интеллектуального продукта с превращением его в интеллектуальную собственность. После этого у исследователя – владельца интеллектуальной собственности возникает логическая бифуркация: 1. продажа патента или лицензии и 2. открытие собственного дела на основе разработанного интеллектуального продукта.

Всю совокупность возникающих при реализации данной цепочки проблем, мы разделяем на две категории. Первая из них связана с комплексом трудностей при осуществлении научных разработок. К их числу мы относим проблемы организационно-правовые, финансово-экономические, профессиональные и социальные. Их наличие обусловливает такие негативные явления как феномен "утечки мозгов" и низкий престиж интеллектуальных профессий в России.

Вторая категория проблем связана с внедрением инновационных идей в производство. Человеческий фактор данного аспекта проблематики обусловливает трудности, в основе которых лежат стереотипность мышления как ученого, так и бизнесмена, сложность переориентации и модернизации производства и т.п.

Кроме того, ученый не является менеджером и специалистом в организации производства, продвижении инновационного продукта на рынок. Рациональными выходами из создавшейся ситуации можно считать организацию обучения ученых основам менеджмента или специализацию менеджеров для работы в инновационных структурах. Формой проведения образовательных мероприятий могут быть такие как специализация, переподготовка, курсы повышения квалификации, тематические школы, семинары, введение в рабочую программу аспирантуры таких предметов, как инноватика, менеджмент и т.п. Позитивные тенденции в этом направлении уже обозначились. Так на базе КГТУ уже в течение двух лет идет подготовка студентов по специальности инженер-менеджер, а Курское региональное отделение Российского союза молодых ученых успешно реализует проект "Курская школа молодых ученых".

Важной проблемой является экспертиза инновационных проектов. Вопрос: что такое является инновацией, а что нет, как сравнить ценность проектов, оценить перспективы их коммерциализации... до настоящего времени, по крайней мере на региональном уровне, не решен.

Темпы внедрения инноваций в практику оставляют желать лучшего. Так внедрение в производство и клиническую практику разработанного нами профилактического имплантата в виде геля, не имеющего отечественных аналогов, потребовало 10 лет. Получение разрешительных документов, бюрократические проволочки и несовершенство законодательства, поборы на всех этапах процесса, удлиняют и затрудняют инновационную процедуру. Оптимальным выходом может явиться преодоление нестабильной правовой ситуации, региональная коррекция законодательной базы, посильная поддержка местных властей ученых-инноваторов и представителей инновационного бизнеса.

Финансирование инновационных проектов многими учеными-инноваторами ставится во главу угла проблематики рассматриваемого вопроса. Высокий риск инвестиций в инновационный бизнес обусловливает нежелание вкладывать деньги. Единственными источниками финансирования остаются скудные государственные средства тех научных баз, на которых выполняются исследования, средства немногочисленных грантов, хоздоговоров. Поступление средств из венчурных фондов и от бизес-ангелов является редкостью для науки региона. В связи с этим, финансированию инновационных разработок может способствовать формирование региональных фондов поддержки научных инициатив.
С целью поддержки инновационного бизнеса следует предусмотреть ряд финансово-правовых мер, направленных на облегчение льготного бремени и стартовую помощь.

Считаем рациональным формирование инновационных предприятий и коммерческих структур по взаимодействию ученых и предпринимателей, а также необходимость их государственной поддержки на региональном уровне. Формирование инновационных подразделений на базе вузов и НИИ, а также областного органа по координации их деятельности также весьма разумно. Так в КГМУ создан и успешно функционирует Научно-инновационный центр, целью деятельности которого является не только аккумуляция и распространение сведений об университетских инновациях, но и методологическая, юридическая и информационная поддержка ученых, контакты с потенциальными инвесторами, процесс фандрайзинга.

Повышение престижа профессии ученого является одним из основных направлений в поддержке инновационной направленности и региона и страны в целом. Привлечение студентов и молодых ученых к инновационной деятельности задача руководства вузов, выполнение которой должно контролироваться и поощряться. Материальные меры поощрения инноваторов, повсеместное внедрение и расширение системы повышенных стипендий для молодых ученых и студентов, широкое использование способов общественного признания достижений молодежи в науке, регулярное проведение научных мероприятий, инновационных конкурсов. Так конкурс на звание "Молодой ученый года", проводимый администрацией Курской области совместно с Комитетом по делам молодежи и туризму, Курским региональным отделением Российского союза молодых ученых, стал одним из престижных научных конкурсов в области.

Таким образом, Российская экономика, находясь на пути модернизации, испытывает объективную потребность в накоплении и использовании интеллектуального потенциала для решения стоящих перед государством задач. Научная молодежь во все времена и в любом государстве являлась той силой, на которые возлагаются надежды общества. Хочется надеется, что Россия не является в этом исключением и та поддержка, которая обещана будет способствовать и развитию фундаментальной науки и проведению прогрессивных прикладных разработок и формированию мощного инновационного направления в бизнесе, рациональному решению обозначенных проблем.

Источник http://drli.ru

« к началу страницы