Российский союз молодых ученых
Курская область
Главная
Об отделении
Деятельность
Информация
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Рассылка

Aviasales

Курский государственный медицинский университет

Юго-Западный государственный университет

Курский городской портал

Журнал «Молодой ученый»

Курский государственный университет

Курское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых" (РоСМУ) ВКОНТАКТЕ

Опросы

На сколько Вы удволетворены своим ежемесячным доходом?

Результаты »

Опросы

В каких условиях Вы сейчас живете?

Результаты »

Опросы

На сколько Вы удволетворены своими жилищными условиями?

Результаты »

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100
-->


11:27
19
апреля
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Курское региональное отделение приглашает к сотрудничеству общественные организации и научные коллективы региона!!!
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Главная
Версия для печати
Главное здание Курского государственного медицинского университета
Главное здание Курского государственного медицинского университета

Другие материалы

01.08.2011
Обращение Исполкома Пироговского движения врачей России к гражданам и медицинской общественности

28.11.2010
Место науки – в провинции

20.08.2010
Изучение грантовой активности молодых ученых Курского государственного медицинского университета

15.06.2010
Информационное обеспечение молодых ученых в медицинском вузе: проблемы и перспективы

02.06.2010
Инновационный проект "Школа молодых ученых"


24.01.2009

ИННОВАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ НАУКЕ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Липатов В.А.
Курское региональное отделение ООО Российский союз молодых ученых
ГОУ ВПО Курский государственный медицинский университет ФАЗСР

Инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. В настоящее время отмечается четкая тенденция переориентации сырьевой направленности развития и промышленности и науки на инновационную, высокотехнологичную, смена экстенсивного потребительского пути развития на интенсивный инновационный. В этих условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования: от формирований государственного уровня управления до создаваемых малых предприятий.

Безусловно, медицинский вуз не может остаться в стороне от глобальных позитивных тенденций. Важной составляющей работы университета является проведение научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа является одним из законодательно определенных условий эффективного функционирования вуза, а также аккредитационным показателем.

Многими исследователями наука рассматривается в качестве основного фактора инноваций и прогресса во всех сферах деятельности человека. Задачей же высшей школы является создание оптимальных условий для аккумулирования в ее стенах интеллектуального потенциала, его пополнения и рафинирования.

Данный процесс, который является базой для научных достижений,– длителен и динамичен. Основными его компонентами являются: работа с абитуриентами, приобщение студентов к научно-исследовательской работе, мониторинг научной активности ученых, постоянное стимулирование креативной научной деятельности, дающей нестандартные пути решения актуальных медицинских проблем.

Процедура поощрения должна складываться не только из материального стимулирования, но и предусматривать открытые перспективы для профессионального и карьерного роста ученого, немаловажны также инициированные руководством вуза знаки общественного признания достижений ученого.

"Инновация", как экономическая категория, введена в научный оборот в 1911 г. австрийским ученым Й. Шумпетером, который дал описание инновационного процесса, выделив пять его существенных признаков:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства.
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.
5. Появление нового рынка сбыта.

Рис. 1. Основа инновационного процесса.
Рис. 1. Основа инновационного процесса.
В литературе и нормативной документации инновации определяются как результат инновационной деятельности, представляющий собой товары или услуги, предназначенные для реализации, основанные на использование принципиально новых или существенно модернизированных научно-технических разработок.

Инновационная деятельность подразумевает выполнение работ и/или оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров м услуг), создание и применение новых или модернизация существующих способов (технологий) производства, распространения и использования, применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (полезных нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров и услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих экономию для таковой.

Рис. 2. Этапы инновационного процесса.
Рис. 2. Этапы инновационного процесса.
При осуществлении научных изысканий, инновации являются вершиной пирамиды, практическим рафинадом всей научной системы. Рассмотрение актуальных на данный момент новшеств невозможно без прикладного и фундаментального базиса, из которых они формируются.

При этом инновационный процесс имеет свои закономерные этапы.
После разработки интеллектуального продукта, имеющего перспективы коммерциализации, требуется защита интеллектуальной собственности в виде получения патента на изобретение, свидетельства на полезную модель и т.п.
После получения документа государственного образца, подтверждающего приоритет, существует несколько путей реализации интеллектуального продукта – трансформации его в инновацию. Во-первых – это продажа прав владения изобретением или выдача лицензии с заключением соответствующего договора с производителем. Во-вторых – это формирование инновационного предприятия. Данный способ коммерциализации научного продукта требует составления бизнес-плана и поиска стартового финансирования. После этого, организуется определенная форма собственности, налаживается производство и реализация продукта.

Рис. 3. Требования к инновационным центрам.
Рис. 3. Требования к инновационным центрам.
Ученый не является профессионалом в вопросах коммерции, и не должен быть таковым. В связи с этим, на всех этапах реализации инноваций требуется профессиональная поддержка.

Существуют примеры разнообразных схем финансирования инноваций, а также их сочетание. Государственные фонды, инвестирующие на конкурсной основе инновационные проекты, приоритетные для экономики и других национально значимых сфер. Повсеместно существующей процедурой является финансовое обеспечение проектов за счет средств целевых грантов (под конкретные проекты) зарубежных и отечественных фондов.

По мнению многих инноватологов наибольшую перспективу имеет венчурное финансирование. Венчурный фонд – структура, специализирующаяся на инвестициях с большим риском возврата. Помимо прочего, венчурные фонды занимаются вложениями и в наукоемкий бизнес.

Рис. 4. Структура и механизм функционирования научно-инновационного центра.
Рис. 4. Структура и механизм функционирования научно-инновационного центра.
Однако венчурный бизнес уже на сегодняшний день имеет ряд неоднозначных моментов. Так из 50 венчурных фондов реально декларированной деятельностью занимаются только 5. Основное их большинство финансирует заведомо перспективные проекты с сомнительной наукоемкостью на выгодных условиях (льготы)... Кроме того, суммарные активы данных структур несопоставимы с прогнозируемыми затратами на инвестиционные нужды России. Несмотря на поддержку государства, у венчурных финансистов существует и ряд существенных проблем. Так, учитывая непредсказуемость государственной политики и экономическую нестабильность в стране, несовершенство законодательства, многие инвесторы указывают, что в России риск венчурного финансирования возводится в квадрат, и, соответственно тормозит развитие этого бизнеса.

Рис. 5. Мероприятия по реализации первого этапа становления инновационного центра в вузе.
Рис. 5. Мероприятия по реализации первого этапа становления инновационного центра в вузе.
С другой стороны, генератора инноваций не устраивает политика венчурных фондов. Обычной практикой является переход к фонду полного контроля над предприятием, при этом инноватор получает лишь 10-15% прибыли, а через 3-5 лет предприятие продается для возврата вложенных инвестиций. Существует обоснованное мнение о тупиковости венчурного пути инвестирования научных проектов.

Другие формы финансирования, распространенные за рубежом, в отечественной инновационной практике используются крайне редко.

Рис. 6. а. Мероприятия по реализации второго этапа становления инновационного центра в вузе.
Рис. 6. а. Мероприятия по реализации второго этапа становления инновационного центра в вузе.
На наш взгляд, наличие проблем и неоднозначность мнений связано с первой волной, первым пока формальным и незначительным откликом бизнеса, на призывы Президента и Правительства о продвижении отечественных инноваций. Данная система на современном этапе не обладает достаточной для существенных преобразований мощностью и функционально незрела, проходит этап становления.

Защита интеллектуальной собственности в виде получения патента на изобретение сама по себе не является инновационным процессом, а лишь этапом подготовки к его реализации.

Количество выдаваемых патентов в России продолжает оставаться крайне низким – около 30 000 в год, что не сопоставимо, например с таким же показателем в Японии – 300 000 патентов в месяц. Однако, как в России, так и в нашем университете имеется положительная динамика данного показателя.

Рис. 6.б. Средства презентационного этапа.
Рис. 6.б. Средства презентационного этапа.
На наш взгляд, низкая патентная активность связана с наличием пошлин (100 долларов + 20, затем +30 на поддержание). Во многих вузах имеется практика материальной поддержки изобретателей с целью стимулирования активности.

Инновационная эффективность большинства изобретений сомнительна. Поддерживается не более 5% патентов. Однако при отсутствии критериев определения инновационности сложно оценивать и тем более прогнозировать коммерциализуемость отечественных патентов. По данным некоторых авторов в России коммерциализируются лишь около 0,3-0,5% полученных патентов, в США эта цифра достигает 30%! Кроме того, многие Изобретения носят потенциальный характер и возможность их активного, приносящего доход внедрения может возникнуть в будущем. Одной из причин низких показателей инновационности изобретений является то, что они носят формальный характер. Цель получения такого патента – подчеркнуть научную новизну диссертации, повысить престиж фирмы и т.п.

Рис. 6. в. Средства презентационного этапа.
Рис. 6. в. Средства презентационного этапа.
Учитывая наличие всех необходимых условий, признаков и ресурсов, КГМУ можно рассматривать в качестве потенциального инновационного центра. Наш вуз занимался инновационной деятельностью, продолжает ей заниматься, а в перспективе планируется расширение данного вида деятельности.

Для эффективного осуществления инновационной деятельности необходимым и целесообразным является создание в рамках научной части специализированной структуры, целью функционирования которой является стимулирование, мониторинг и продвижение инновационных проектов, инвестиционная, грантовая и хоздоговорная деятельность. В качестве подобной структуры в настоящее время на базе Совета молодых ученых и Совета СНО при участии патентного и информационного отделов, а также научно-исследоватльского сектора сформирован Научно-инновационный центр.

Рис. 6. г. Мероприятия по реализации второго этапа становления инновационного центра в вузе и средства достижения эффекта.
Рис. 6. г. Мероприятия по реализации второго этапа становления инновационного центра в вузе и средства достижения эффекта.
Основными задачами данной структуры являются: создание системы эффективного использования научной продукции ученых КГМУ, их продвижение и внедрение, изучение и систематизация данных об инновационном потенциале университета, оказание информационной поддержки исследователю и разработчику при подготовке и реализации инновационных проектов, развитие партнерской сети по реализации инновационных проектов на базе Центра, повышение качества научных работ студентов и молодых ученых университета, повышение интереса студентов к научно-исследовательской работе, обеспечение взаимодействия исследовательских структур с потенциальными заказчиками, создание банка инновационных проектов, проведение экспертизы и оценки инноваций в том числе на актуальность и реализуемость.

Структура инновационного центра и схема его функционирования представлена на рисунке и представляет собой последовательный циклический процесс.

Рис. 7. Мероприятия по реализации третьего этапа становления инновационного центра в вузе.
Рис. 7. Мероприятия по реализации третьего этапа становления инновационного центра в вузе.
На подготовительном этапе становления работы данной структуры разработано и утверждено положение о МНИЦ.
С целью первичной презентации инновационного потенциала университетской науки планируется провести анализ патентной документации (изобретения и рацпредложения) на инновационность и коммерциализуемость, а по его результатам составить первый инновационный бюллетень, сформировать электронную базу данных.

Реализация второго этапа заключается в привлечении всех способов представления инноваций вуза на рынке.

На третьем этапе – этапе продвижения, осуществляется коммерциализация инноваций, помощь ученым и научным коллективам в финансово-экономических, юридических, коммуникативных и других вопросах.
Четвертый этап является мониторинговым и необходим для своевременного принятия управленческих решений по коррекции инновационной деятельности вуза.

Рис. 8. Мероприятия по реализации четвертого этапа становления инновационного центра в вузе.
Рис. 8. Мероприятия по реализации четвертого этапа становления инновационного центра в вузе.
Однако мы отдаем себе отчет в том, что научно-инновационный центр не в силах на должном профессиональном уровне решить все проблемы и поставленные перед ним задачи. Данный проект мы считаем первым этапом формирования вузовской структуры по управлению инновационными процессами. Так планируется создание отдела с необходимым количеством ставок, укомплектованного не только учеными-специалистами, но и менеджерами, экономистами, юристами, финансистами, переводчиками, в функции которых будет входить не только презентация научной продукции на рынке, но и индивидуальное консультирование ученых в отношении мероприятий по подготовке проектов к представлению потенциальным стратегическим партнерам, составление бизнес-планов, юридическое консультирование сложных вопросов ителлектуального права.

Источник http://drli.ru

« к началу страницы