Российский союз молодых ученыхhttp://kursk.rosmu.ru/activity/events/712.html (версия для печати) |
20.11.2009
Москва, Государственная Дума, инновации"Я надеюсь, что благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности." Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. ----------------------------------- 19 ноября 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись Парламентские слушания на тему "Технопарки и венчурные фонды как инфраструктура для реализации молодежных инновационных бизнес-проектов: нормативно-правовые аспекты". Мероприятие было нацелено на обсуждение препятствий в инновационной переориентации российской экономики, обсуждению Федерального Закона "О внесении изменений в различные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации в июле 2009 года. Слушания были организованы Комитетом по делам молодежи Госдумы. Курскую область на мероприятии представлял председатель Курского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых", руководитель Научно-инновационного центра Курского государственного медицинского университета Вячеслав Липатов. Упомянутый выше Федеральный Закон №217 "Об организации малых инновационных предприятий на базе ВУЗов", для доработки и принятия которого Президент РФ во время летних каникул вызывал депутатов обеих палат, научным сообществом рассматривался как перспективный инструмент коммерциализации научной продукции. Однако, на практике новаторы столкнулись с "пробуксовкой" в работе данного нормативного акта в связи с отсутствием механизмов его реализации. Выступающие обратили внимание на отсутствие в стране единой системы управления инновационным развитием. Подчеркнуто, что в условиях несовершенства законодательства включаются коррупционные механизмы. Чиновничий аппарат и правоохранительные органы "кошмарят" наукоемкий бизнес, который еще слабо стоит на ногах, перспективы облегчения налогового бремени для инновационных предприятий сомнительны. Несмотря на массу сложностей, порой непреодолимых, участники слушаний приводили парадоксальные примеры успешного выхода на рынок наукоемких новшеств, продуктивного функционирования инфраструктуры. По их мнению основой успешности в данном случае является понимание и помощь местной администрации. Собравшиеся не обошли также вниманием и проблемы, создавшиеся в научной сфере. В качестве причин, указывающих на проблему как внешней, так и внутренней "утечки мозгов" были указаны многие профессиональные, социальные, правовые аспекты работы исследователя и педагога высшей школы. Умный нестандартно мыслящий молодой человек не идет в науку, так как не хочет влачить нищенское существование. Отсутствие перспектив и условий самореализации усугубляют нежелание работать в этой сфере. По данным зарубежных издателей научных журналов по сравнению с другими странами за период с 2000 по 2006 гг. количество публикаций российских ученых СНИЗИЛОСЬ! Отсутствие достаточной массы действительно перспективных с позиций коммерциализации разработок указано в качестве основной причины неэффективности государственного финансирования инновационных программ и работы государственных корпораций в инновационной сфере. Заместитель Председателя Государственной Думы В.В. Жиринойвский отметил обилие непонятных иностранных слов и сложных выражений, в которых, теряется смысл сказанного. Владимир Вольфович подтвердил необходимость совершенствования законодательства в сфере инноваций, а также наличие проблем управления в инновационной сфере и некомпетентности многих чиновников в данной области. Одним из выходов было предложено совершенствование образовательной системы, налаживание системы выпуска достаточного количества квалифицированных специалистов в сфере коммерциализации новшеств. Руководитель "Зворыкинского проекта" Д.А. Кох доложил об опыте работы с молодыми учеными и коммерсантами в рамках начинаний Федерального агентства по делам молодежи, о мероприятиях и долгосрочных проектах, их результатах; пригласил к сотрудничеству. В январе 2010 года Курское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российский союз молодых ученых" планирует проведение очередного круглого стола, посвященного проблемам инновационного развития Курской области. Одной из тем предстоящего мероприятия обозначена как "Разработка региональных путей преодоления препятствий (в том числе законодательных) при реализации молодежных инновационных проектов". Председателем Парламентских слушаний, Первым заместителем председателя Государственной Думы по делам молодежи С.Ю. Белоконевым был предложен ниже приведенный проект резолюции, который был принят собравшимися единогласно. Участники парламентских слушаний, обсудив условия и проблемы участия молодежи в инновационных процессах, механизмы, состояние нормативно-правовой базы, регулирующей научно-техническую и инновационную деятельность, проблемы повышения эффективности инновационной инфраструктуры отмечают: В последние годы вопрос инновационного переустройства экономики страны стал ключевым как для государственных институтов, так и для коммерческих структур и общественных организаций. При этом, государство активно участвует в создании инновационной инфраструктуры и модернизации уже существующих инновационных площадок, в финансировании НИОКР, в разработке долгосрочных, стратегических планов инновационного развития. Общий объем вложений в инновационную сферу из бюджетных источников по последним данным в России достигает 1,3% от ВВП, в то время, как в развитых европейских странах данный показатель составляет не менее 2,5% от ВВП. Но даже те средства, которые приходят в инновационный сектор не приносят должного эффекта. В инновационном секторе Российской экономики в 2009 году зафиксированы крайне негативные тенденции. С одной стороны, финансирование программ стимулирования инновационной деятельности постоянно увеличивается, с другой – только за 2008 год доля предприятий, занимающихся выпуском инновационной продукции, сократилась более чем на 30%, а по отдельным отраслям инновационных компаний стало вдвое меньше. В абсолютных значениях, доля инновационных компаний в общей массе предприятий сократилась с 10% до 7%. Доля России в общемировом объеме производства инновационной продукции по-прежнему находится на уровне 0,3-0,4%. При этом, инновационная продукция, отгруженная за пределы РФ, составляет 5,7% экспорта (остальное – преимущественно сырье). В экспорте продукции машиностроения и металлообработки инновационная продукция занимает 15,4%, в химии и нефтехимии – 10,6%. Доля же отгружаемой инновационной продукции на внутренний рынок не превышает 4,4%. Таким образом, доля инновационной продукции в экспорте выше, чем на внутреннем рынке, что указывает на невосприимчивость отечественной экономики к инновациям.
В России реализуются следующие федеральные целевые программы, направленные на стимулирование инновационной активности: Инфраструктура. В настоящее время в России функционируют более 60 центров коллективного пользования, более 120 инновационно-технологических центров и технопарков, 86 центров трансфера технологий. Однако, в своем большинстве, данная инфраструктура не отвечает требованиям международных стандартов.
Законодательное регулирование: В июле 2009 г. вступили в силу изменения в Налоговый Кодекс, существенно повышающие налоговую нагрузку на бизнес, за счет увеличения Единого социального налога. В первую очередь, это негативно скажется на малых инновационных предприятиях, где доля фонда оплаты труда в общем бюджете доходит до 80% и в меньшей степени повлияет на предприятия сырьевого сектора, где доля зарплаты не превышает 3%. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в 2009 году продолжиться тенденция по сокращению инновационно ориентированных предприятий. В августе 2009 г. вступил в силу федеральный закон, дающий право бюджетным научным организациям и Высшим учебным заведениям создавать коммерческие организации. При этом, исключительное право на интеллектуальную собственность закрепляется за ВУЗом. Однако, для того чтобы данный закон начал реально функционировать, требуется принятие целого ряда изменений в подзаконные акты, которые позволят ВУЗам распоряжаться прибылью от деятельности инновационных предприятий, вносить в уставный капитал хозяйствующих субъектов не только права на интеллектуальную собственность, но и материальные активы. Фондом поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника) уже принято решение о запуске с 2010 года новой программы – СТАРТ-НАУКА, которая, по сути, нацелена на оказание финансовой поддержки малым инновационным предприятиям, создаваемым с участием ВУЗов. В настоящее время ведется активная работа по подготовке базового законопроекта об основах инновационной системы РФ, который зафиксирует основные понятия в сфере инноваций и даст правовые основания для предоставления льгот малым инновационным предприятиям. Беспокойство вызывает слабый интерес частного бизнеса к инвестициям в сферу науки и инноваций, основным источником финансирования которой остается федеральный бюджет. Так, по данным Министерства экономического развития РФ (далее – Минэкономразвития РФ), доля средств предпринимательского сектора в финансировании науки составляет сегодня в России менее 30%, тогда как аналогичный показатель в США – 63,7%, в Германии – 66,8%, в Японии – почти 75%. Не урегулированы вопросы распоряжения результатами научно-технической деятельности (далее – РНТД) и их правовой охраны. Не отработана система бухгалтерского учета и постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности. Не решены окончательно вопросы, связанные с коммерциализацией РНТД, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Таким образом, инновационную сферу страны на сегодняшний день можно охарактеризовать как набиравшую ресурсный потенциал систему. В то же время, остается нерешенным целый пласт фундаментальных проблем в том числе, проблема эффективности использования инновационной инфраструктуры. В целях содействия достижению стратегических целей по реализации приоритетов инновационного развития экономики России и укреплению ее научно-технического потенциала, вовлечению молодежи в инновационные процессы и развитию инновационной инфраструктуры, участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ: 1. Федеральному Собранию Российской Федерации: 1.1 Совместно с Правительством Российской Федерации, при участии научного и бизнес –сообщества, представителей инновационной инфраструктуры разработать и внести на рассмотрение базовый проект закона "Об основах национальной инновационной системы Российской Федерации", который позволит определить цели и принципы государственной инновационной политики, основные понятия в инновационной сфере. 1.2. При подготовке проекта закона "Об основах национальной инновационной системы Российской Федерации" проанализировать и учесть положительный опыт субъектов Российской Федерации в сфере нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. 2. Правительству Российской Федерации: 2.1.Разработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу: 2.1.1. проект федерального закона "О рисковом инвестировании и кредитовании", регулирующий развитие венчурного финансирования в Российской Федерации, а также правовой режим венчурных фондов и компаний с венчурным капиталом. 2.1.2. проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ", направленный на стимулирование инновационной деятельности, посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, участвующим в производстве инновационной продукции. 2.2. разработать механизмы формирования фондов венчурных инвестиций и правила входа инвесторов в малые инновационные предприятия, учитывающие особенности венчурного бизнеса и лучший мировой опыт.
2.3. Разработать положение (методику) определения малого инновационного предприятия, 2.4. Принять решения, предусматривающие для бюджетных организаций науки и образовательных учреждений право предоставлять создаваемым ими хозяйствующим субъектам, бизнес-инкубаторам, технопаркам и другим объектам инновационной инфраструктуры помещения и имущество в аренду на льготных условиях. Внести необходимые изменения в Постановление Правительства РФ от 23 марта 2006 года №156 по вопросам управления федеральным имуществом, при условии отчисления этими хозяйствующими субъектами доли прибыли в Фонды инновационного развития указанных организаций науки и образовательных учреждений в течение 5 лет с момента выхода на безубыточную работу. 2.5. Предоставить бюджетным организациям науки и образовательным учреждениям право вносить в уставный капитал, создаваемых ими хозяйствующих субъектов, не только права интеллектуальной собственности, но и материальные активы, находящиеся в их собственности. 2.6. Разработать меры налоговой поддержки для малых инновационных предприятий, включая установку налоговых каникул (освобождение от налога на имущество, в части нематериальных активов, на срок до достижения безубыточности).
2.7. Разработать меры, стимулирующие осуществление закупок инновационной продукции малых инновационных предприятий:
2.8. Создать нормативно-правовую базу для расширения практики паритетного (50% центр – 2.9. Разработать нормативно-правовую базу, позволяющую использовать имущество промышленных предприятий, находящихся в государственной собственности для нужд бизнес-инкубирования малых предприятий, стимулирующую развитие бизнес-инкубаторов малого бизнеса на промышленных площадях. 3. .Министерству образования и науки Российской Федерации: 3.1. Разрешить Национальным Исследовательским Университетам использовать земельные ресурсы, находящиеся в оперативном управлении ВУЗа, для целей строительства объектов инновационной инфраструктуры. 3.2. Разработать программу по формированию "инновационной культуры" в ВУЗах. 4. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: 4.1. Разработать федеральную целевую программу "Развитие молодежного предпринимательства России" на период с 2011 по 2015 годы.
4.2. Совместно с Министерством образования и науки РФ разработать систему мер по поддержке профессиональных студенческих сообществ и сообществ молодых ученых и специалистов. В числе таких мер должна быть: 5. Министерству финансов Российской Федерации: 5.1. разработать проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в отношении РНТД, созданных за счет государственного бюджета СССР и федерального бюджета РФ, позволяющих ставить права на РНТД на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов без уплаты налога на прибыль. 5.2. разработать проект федерального закона, определяющий порядок проведения ускоренной амортизации оборудования и приборов (до 40-ка% стоимости в первый год эксплуатации), используемых для проведения НИОКР. 5.3. разработать совместно с научно-экспертным сообществом и внести изменения в Правила бухгалтерского учета и методики оценки нематериальных активов в целях их эффективного учета и использования, стимулирования большей части научных учреждений учитывать на своем балансе прав на объекты интеллектуальной собственности, а также вовлечения последних в хозяйственный оборот. 6. Министерству экономического развития РФ: 6.1. Разработать предложения по повышению эффективности деятельности особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков в сфере высоких технологий в целях ускорения внедрения РНТД, при этом учесть предложения субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечив функционирование во всех технопарках и бизнес-инкубаторах опытных производств-центров коллективного пользования для производства опытных и опытно-промышленных образцов. 6.2. Разработать систему добровольной и обязательной аккредитации организаций инновационной инфраструктуры.
6.3. В рамках ведомственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотреть: 7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: 7.1. Рассмотреть возможность принятия региональных законов о государственной поддержке инновационной деятельности.
7.2. Разработать областные целевые программы, направленные на создание целостной системы инновационного развития, обеспечивающие развитие малого, среднего и крупного бизнеса и насыщение рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукцией. В рамках программы предусмотреть следующие разделы: 7.3. При реализации кластерной политики, учитывать приоритетные направления развития инновационной сферы, сформулированные Президентом РФ, в том числе, энергосберегающие и информационные технологии. 7.4. Осуществить меры по созданию благоприятных условий (законодательные, организационные, финансовые, имущественные) для формирования муниципальных инновационных кластеров, создание новых и развитие (рост) существующих малых инновационных предприятий, с участием молодежи. 7.5. Сформировать реестр малых инновационных предприятий региона и предусмотреть перечень возможных льгот, государственных гарантий для данной категории хозяйствующих субъектов.
7.6. Создать профильные тематические информационные ресурсы: 8. Органам местного самоуправления: 8.1. Сформировать механизмы, которые могут эффективно использовать 15% квоту малых предприятий в государственных закупках, в частности малых инновационных предприятий, определяемую Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 8.2. Разработать и согласовать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии, программы (планы) развития инновационного предпринимательства и молодежного инновационного предпринимательства на соответствующей территории и обеспечить их выполнение. 8.3. Обеспечить информирование молодых предпринимателей об условиях, правилах работы, элементах государственной инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства и молодежного предпринимательства, действующих на территории соответствующего муниципального образования. 8.4. Осуществить дополнительные меры по поддержке и развитию субъектов инновационной инфраструктуры: выделение помещений, средств на софинансирование расходов бизнес-инкубатора на ремонт помещений, оснащение необходимым оборудованием и техникой; оказание содействия созданию сети бизнес-инкубаторов на муниципальном уровне через подготовку кадров, организационно-методическое обеспечение. 8.5. рассмотреть возможность выделения помещений под создание молодежных бизнес-инкубаторов на базе крупных производств, государственных научных центров с возможностью пользоваться оборудованием арендодателя для производства опытно-конструкторских работ. 9. Высшим учебным заведениям: 9.1. Содействовать созданию молодежной инновационной инфраструктуры в рамках ВУЗа с предоставлением организационной, материально-технической и информационной поддержки. 9.2. Предусмотреть выделение офисных и производственных площадей для организаций молодежной инновационной инфраструктуры на условиях льготного или безвозмездного использования. 9.2. Не менее чем 1 раз в год проводить специализированные конкурсы инновационных проектов среди студентов, аспирантов и молодых ученых ВУЗа. 10. Субъектам инновационной инфраструктуры (технопаркам, бизнес-инкубаторам, венчурным фондам, центрам трансфера технологий, инновационным центрам и т.д.): 10.1. В сфере своей деятельности, предусмотреть квоты и дополнительные преференции, направленные на поддержку молодежных инновационных проектов. 10.2. В сфере своей деятельности, предусмотреть специализированные образовательные и просветительские программы, направленные на повышение информированности и инновационной грамотности молодежи. 10.3. участвовать в информационном обмене, в целях распространения передового опыта, выявления и решения ключевых проблем развития малого предпринимательства. 10.4. В рамках профессионального сообщества инновационной инфраструктуры, выработать единые критерии оценки инновационных проектов. В работе с инновационными проектами предусмотреть принцип "единого окна", что позволит повысить качество и скорость обслуживания, одновременно снизит управленческие издержки начинающих предпринимателей в инновационной сфере. Материал сайта http://drli.ds8.ru Фотоотчет о мероприятии доступен в соответствующем разделе сайта. |