Российский союз молодых ученыхhttp://kursk.rosmu.ru/activity/opinions/128.html (версия для печати) |
01.06.2010
Оптимизация научной работы студентов на факультете иностранных учащихсяБачинский О.Н., Липатов В.А., Огнещикова Н.Д. Постоянно пополняющийся арсенал новых знаний и технологий во всех областях жизнедеятельности, интенсивное развитие информационной ресурсов, конкурентная профессиональная среда не оставляют выбора высшей школе в стратегии модернизации своей деятельности. Переход на инновационный путь развития теперь оценивается не как лозунг для стратегического развития, а как объективная потребность сегодняшнего дня. Подготовка студентов в высшем учебном заведении должна быть нацелена не только на "штамповку" специалистов в своей области, а, в большей степени, на подготовку сформировавшейся личности, обладающей навыками практической деятельности, умеющей решать творческие задачи, имеющей способность к саморазвитию, самосовершенствованию, адекватному восприятию нового. В рамках обучения в медицинском вузе данные вопросы решаются не столько на аудиторных занятиях, сколько при самостоятельной работе студентов – одним из наиболее эффективных вариантов которой может быть научно-исследовательская работа (НИР). Вовлечение студентов в научно-исследовательский процесс – важная часть работы с учащимися в Курском государственном медицинском университете. В КГМУ созданы благоприятные условия для студенческой науки на кафедральном, университетском, межуниверситетском уровнях. Практически на всех кафедрах функционируют студенческие научные кружки. Координируют молодежную науку Совет студенческого научного общества и Совет молодых ученых. Ежегодно проводятся научные конференции студентов и молодых ученых. Созданный недавно Научно-инновационный центр аккумулирует инновационные достижения вуза. Все факультеты интегрированы в исследовательскую работу университета. Однако проведенный нами анализ продемонстрировал наименьшую активность в этом вопросе факультета иностранных учащихся. Созданное в 1993 году структурное подразделение по работе с иностранными студентами занялось вопросами разработки новых технологий преподавания на английском языке, интегрирования и адаптации студентов к условиям жизни и учебы в России. Организация научной работы среди англоязычных учащихся в силу ряда объективных и субъективных причин отошла на второй план. К сожалению, данная тенденция сохраняется и в настоящее время. По нашим данным степень их вовлеченности в НИР не превышает 5%.
С целью выявления причин низкой научной активности на факультете иностранных учащихся было разработано и проведено анкетирование среди студентов 5 и 6 курсов. Опросник содержал 20 вопросов, разделенных на четыре основные блока:
В социологическом исследовании участвовало 100 студентов, выбранных случайным образом, 34 – мужского пола, 66 – женского пола, представляющих Малайзию, Индию, Шри-Ланку, Нигерию. Еще более неутешительные результаты продемонстрировали ответы на вопросы осведомленности о работе СНО и СМУ. Доля студентов, знающих о существовании и целях работы данных организацией не превышала 10%. На вопрос об источниках информации об организации НИР в КГМУ только 18% респондентов выбрали "Преподаватели вуза", большинство студентов отметили Интернет, неоднократно встречались ответы об отсутствии доступной информации. 28% анкетируемых отметили низкую активность преподавателей по вовлечению англоязычных студентов в научную работу кафедры, и только 37% студентов слышали о кафедральной науке от преподавателей на лекциях и практических занятиях. Среди причин низкой научно-исследовательской активности лидировало наличие языкового барьера в общении. Более 70% респондентов отметили, что они совсем не понимают или испытывают значительные трудности, слушая доклады на русском языке. Ряд студентов отметили недостаток современной иностранной литературы в библиотеке. Следует отметить, что полученные результаты являются предварительными, поскольку исследование продолжается, но уже по полученным данным можно отметить проблемные места и наметить мероприятия по активизации научно-исследовательской работы на факультете иностранных учащихся. Источник http://drli.ru |