![]() Российский союз молодых ученыхhttp://kursk.rosmu.ru/activity/opinions/170.html (версия для печати) |
16.10.2008
Интегральная составляющая научно-исследовательской деятельностиСтепашов Н.С., Майстренко А.Н., Огнещикова Н.Д., Чижиков Г.М., Липатов В.А.
ГОУ ВПО Курский государственный медицинский университет ФАЗСР Стремление мирового сообщества к интеграции и преодолению межнациональных барьеров затрагивает практически все области повседневной деятельности человека, в том числе и сферу его научных познаний. Ежедневный контакт индивидуума с полиморфной средой требует выработки адекватных стереотипов поведения, что не возможно без преодоления языкового барьера и приспособления личности к условиям иного традиционного уклада, порой приобретающие главенствующее значение в процессе его социализации. Существование такого рода взаимодействий приводит к взаимному обогащению изолированных национальных сословий и положительным качественным преобразованиям внутри веками устоявшихся сообществ, что предопределяет их выживаемость в условиях человеческой цивилизации. Высшее профессиональное образование и научно-исследовательская деятельность, особенно в рамках болонского процесса, предусматривают активные действия по проведению совместной работы, обмен информацией и тому подобное. Курский государственный медицинский университет (КГМУ), безусловно, участвует в процессах интеграции как в пределах нашей многонациональной страны с широким спектром разнообразия ее традиций, так и в рамках мирового сообщества, осуществляя свою международную деятельность путем обучения иностранных граждан и взаимного ведения многочисленных научных программ. Существенным достижением в реализации своей многонациональной образовательной деятельности явилось получение одним из первых среди вузов России права на преподавание с использованием английского языка как языка-посредника. Данное нововведение способствует привлечению большого количества иностранных граждан, стремящихся получить качественное, соответствующее международным стандартам, адекватно соотносящееся с их экономическими возможностями образование.
Интернациональная деятельность нашего института основывается на взаимодействии его с около 30 странами мирового сообщества. В числе государств, чьи граждане проходят курс обучения в КГМУ, находятся такие как: Вьетнам, Гана, Греция, Грузия, Израиль, Иордания, Индия, Йемен, Камерун, Канада, Китай, Танзания, Ливан, Малайзия, Мальдивы, Марокко, Нигерия, Пакистан, Сирия, Судан, Саудовская Аравия, Иран, Туркменистан, Швеция, Шри-Ланка, Палестина, Зимбабве, Армения, Азербайджан и др. Большинство стран участниц данных двусторонних взаимодействий являются в большей мере представителями восточноевропейской ассоциации. Общее количество обучающихся на иностранном факультете превышает 1100 студентов, что составляет около 1/5 от общего количества нашего студенческого сообщества. Наиболее многочисленные студенческие землячества представлены такими странами, как Малайзия, Шри-Ланка, Нигерия.
В рамках реализации программы по воспитанию толерантности и межнациональной терпимости, иностранные студенты принимают участие во встречах с учениками средних общеобразовательных школ и музыкальных училищ города Курска.
К национальным праздникам также были приурочены выставки чая и специй (Шри-Ланка), "Особенности архитектуры Индии". Иностранные студенты принимают активное участие в работе клуба интернациональной дружбы, различных студий, академического хора. Силами иностранных студентов из Ливана, Нигерии и Малайзии создан вокально-инструментальный ансамбль. Студенты факультета принимают активное участие в подготовке и проведении фестивалей "Мозаика культур", "Солнечный день", в организации и проведении шефских концертов художественной самодеятельности, городских, областных и университетских смотрах-конкурсах: "Смотрите! Кто пришел!", областном конкурсе народного творчества "Студенческая весна соловьиного края" (в номинации "Вокал", "Народные танцы", "Вокально-инструментальные ансамбли"). Участвуют в гала-концертах, посвященных международному Дню студента и городскому Новогоднему Параду Дедов Морозов. Помимо проведения мероприятий направленного воспитательного характера, студенты университета общаются друг с другом и в повседневной жизни, а также при углубленном изучении предметов в кафедральных кружках и при выполнении научных исследований. Так ежегодно на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии КГМУ в рамках образовательного процесса проводятся внутривузовская олимпиада по хирургическим навыкам и еженедельные заседания кружка им. Г.Е. Островерхова, посвященные актуальным проблемам медицины, в которых активное участие принимают иностранные студенты, решая вопросы организации и проведения данных мероприятий. Стоит отметить, что как теоретические, так и практические (в том числе и межкафедральные) заседания кружка в условиях многонациональной аудитории гарантируют и обеспечивают высокий интерес участников, пополнение специфических знаний, обогащают нравственный и духовный кругозор присутствующих. Рассматривая науку в качестве интегрального межнационального явления, следует отметить значительную роль в его формировании высших образовательных учреждений с многонациональным и многоконфессиональным студенческим сообществом. Воспитание в процессе обучения, элективном углублении знаний и проведении научных исследований играет важную роль в становлении компетентного специалиста. Образование интернациональных исследовательских групп студентов является оптимальной формой подобной деятельности. Это будет способствовать общению, обмену информацией, формированию навыков билингвальных коммуникаций и развитию стереотипов толерантного поведения. Наука – не имеющая национальности категория, однако каждая из стран обладает не только культурной, но и интеллектуальной самобытностью, имеет свои научные специализации, особую сложившуюся национальную методологию. Прогрессивным шагом в развитии интегрального научного взаимодействия является комплексирование и взаимообогащение в сфере образования и науки. Достижение взаимовыгодного прогресса через позитивное сотрудничество также способствует международному межличностному общению. Таким образом, в высших учебных заведениях необходимо прилагать усилия для развития многонациональных студенческих ассоциаций с целью проведения научных изысканий. При оценке работы студенческих научных кружков, факультетских молодежных научных обществ в качестве позитивного показателя следует учитывать их многонациональный состав, а также наличие международных научных связей, опыт проведения международных исследовательских проектов и мероприятий. Источник http://drli.ru |