24.01.2009
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ молодых ученых Курской области
"ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ"
Развитие и поддержка молодежной науки является одной из перспективных и важных составляющих государственной политики в РФ. Однако, несмотря на понимание важности реализации этого вопроса, как в центре, так и на местах, существует ряд проблем, решение которых возможно как на федеральном, так и на местном уровне. Тем не менее, без участия центрального административного ресурса, отмечается вялый прогресс в реализации программ по поддержке творческой молодежи в области науки.
С целью изучения мнения молодых ученых разных специальностей о наличии и возможных путях решения проблем, существующих в сфере молодежной науки и молодых ученых нами проведено исследование.
Сбор материала проводили путем анонимного анкетирования с заполнением разработанных бланков на бумаге и интерактивных форм на тематических сайтах молодых ученых. Данная работа отражает мнение молодых ученых ВУЗов г. Курска и Областного координационного совета молодых ученых Курской области (члены ОКСМУ – председатели советов молодых ученых 20 ВУЗов Курской области), а также Совета молодых ученых Курского государственного медицинского университета, 850 молодых ученых России. Всего изучено мнение 1020 молодых ученых 53 специальностей из 32 регионов РФ. Результаты исследований были обработаны с использованием методов вариационной статистики (непараметрические методики изучения достоверности различий между исследуемыми группами, методы линейной и ранговой корреляции).
Ниже обозначены выявленные негативные аспекты состояния науки молодых и намечены возможные пути их преодоления.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1. В настоящее время отсутствует единая система поддержки, представления и защиты интересов, координации работы, информирования и т.п. молодых ученых. Многие коллеги возлагали надежды на то, что перечисленные задачи смогут решить молодежные общества, ассоциации, союзы. Спорадические разрозненные попытки создания общественных организаций, наблюдаемые в последние годы в разных регионах России, не оправдали наших надежд. После однократного упоминания о многих таких организациях не приходится наблюдать их деятельности. На наш взгляд, это связано с угасанием энтузиазма организаторов без соответствующей финансовой и административной поддержки. Для решения этой проблемы перспективным, рациональным и необходимым представляется:
a. законодательное закрепление поддержки уже существующих и только формирующихся молодежных научных общественных организаций,
b. формирование централизованной структуры, состоящей из федерального органа (Совета молодых ученых) и местных советов в каждом субъекте федерации (так Курский областной совет молодых ученых, организованный Комитетом по делам молодежи областной администрации, в свою очередь, состоит из трех структур – Координационного совета молодых ученых, Координационного совета студенческих научных обществ и Молодежного исследовательского центра),
c. создание системы содействия во внедрении разработок молодых ученых:
i. развитие взаимодействия молодежной науки и производства (стимулирование заключение соглашений между молодежными научными объединениями и предприятиями, формирование сети технопарков),
ii. создание системы обеспечивающей участие молодых ученых в разработке и общественной экспертизе социально значимых проектов и решений органов государственной власти и местного самоуправления всех уровней, в том числе, создание при органах власти совещательных структур, формируемых на конкурсной основе,
d. проведение ежегодных форумов и летних школ молодых ученых в рамках формируемой центральизованной структуры по проблемам молодежной науки и молодых ученых,
e. представительство этой централизованной структуры, а также центральной общественной организации молодых ученых (Российский союз молодых ученых) в:
i. органах федеральной власти (отвечающих за разработку и координацию приоритетных направлений в области науки и техники) в форме членства в совещательных структурах и т.п.,
ii. отраслевых ведомствах (министерствах), государственных научных организациях (РАН и отраслевых академиях наук) и головных исследовательских институтах в форме молодежных секций и т.п.
2. Отдельные попытки законодательного регулирования поддержки молодежной науки привели к возникновению разногласий между нормативно-правовыми актами различного уровня, рассогласованию деятельности ведомств в центре, и на местах. Основной проблемой является отсутствие единого определения понятия "молодой ученый", которое должно быть закреплено законодательно и определять молодых ученых как часть возрастной и социальной прослойки населения, определяемой в прочих законодательных актах как молодежь.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
3. Недостаточное финансирование, особенно университетской молодежной науки, может быть увеличено за счет:
a. стимулирования грантообразующих организаций и фондов,
b. совершенствование системы государственной поддержки структур, вкладывающих средства в любые формы развития молодежной науки,
c. центрального поощрения совершенствования материально-технической базы научных подразделений учреждений,
d. поощрения не только избранной когорты молодых ученых, а молодежной науки в целом (назначение надбавок за ученую степень не только молодым ученым, работающим в ВУЗах, но и всем специалистам, увеличение заработной платы не только работникам в системе учреждений РАН, но и всех научно-исследовательских организаций),
e. формирования у молодых ученых рыночного менталитета и навыков поиска внебюджетных источников финансирования научных исследований,
f. учитывая позитивные результаты и опыт проведения мероприятий в рамках национальных проектов, в заинтересованных ведомствах инициировать разработку и осуществление национального проекта "НАУКА", привлечь к этому процессу молодых ученых.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
4. Наиважнейшей проблемой молодых ученых считаем усложнившуюся процедуру защиты диссертационных работ. Как финансовые, так и технические затруднения становятся непреодолимыми для молодых ученых.
a. В первую очередь это касается централизованного прессинга региональных диссертационных советов, регулярные и внеплановые переаттестации, бюрократизм в условиях которых невозможна планомерная работа. В первую очередь это негативно отражается на молодых ученых, находящихся на этапе предзащиты. На наш взгляд, система ВАКа находится на пороге очередной смены одной крайности (вал слабых низкокачественных диссертаций) на другую (полная невозможность защиты). Роль государства в этой ситуации должна сводиться к недопущению этих, к сожалению традиционных для России перепадов, которые являются одной из исторически сложившихся черт русского характера и отражались на состоянии всех сфер жизни нашей страны крайне негативно.
b. Закрытие региональных диссертационных советов и перетягивание "защитных" приоритетов на центр считаем нерациональным. Это связано с тем, что:
i. требования местных советов соответствуют требованиям и традициям местных научных школ,
ii. провинциальным молодым ученым не требуется непосильных материальных затрат, сопутствующих процедуре защиты работы (поездки, организация апробаций и процедуры защиты), которые в центре почти на порядок превышают по стоимости затраты на периферии,
c. С ужесточением требований к подаче публикаций и сокращением официального списка ВАКа журналов, в которых должны быть опубликованы результаты диссертационных исследований, возросли проблемы и негласная стоимость публикации статей, а также и официальная оплата подачи материалов для опубликования в некоторых издательствах. Задачи многих молодежных научных организаций включают содействие молодым ученым в публикации материалов исследований. Однако никто не в силах повлиять на решение независимого издания. В связи с этим ученый вынужден платить за публикации, выделяя средства из своего и без того скудного бюджета.
i. Оптимальным выходом из создавшейся ситуации видим публикацию тезисов конференций молодых ученых в дополнительных внеочередных выпусках ВАКовских журналов. Мы неоднократно обращались в редакции ВАКовских журналов с подобными предложениями, и всегда получали отказ. Необходимо каждую редакцию обязать к проведению (участию в проведении) по крайней мере, одной тематической конференции в год. С целью сохранения высокого научного уровня журнала, порядок принятия тезисов к публикации должен соответствовать приведенному алгоритму:
1. принятие материалов,
2. рецензирование материалов (решение о возможности опубликования принимает комиссия независимых экспертов с участием молодых ученых и в случае отказа дает его аргументированное обоснование),
3. информирование автора о решении комиссии,
4. оплата публикации (по возможности минимальная или бесплатно за счет средств спонсоров, фондов или бюджета),
5. компоновка выпуска, его коррекция, верстка, печать.
ii. Законодательно закрепить квотирование определенного количества статей (площадей) в журналах из списка ВАКа для молодых ученых и ограничение публикаций авторов имеющих ученую степень и известный уровень профессионального признания. Публикацию материалов диссертационных исследований в рамках предоставляемой квоты следует производить только на основании документального подтверждения того факта, что публикуемая работа подготовлена по материалам диссертационного исследования и диссертация будет подаваться к защите в течение ближайшего года. В случае нарушения сроков представления работы к защите на авторов должны налагаться санкции.
iii. В каждом регионе необходимо создавать издательства научных журналов, которые будут достойны войти в перечень ВАКа. Для этого важным является государственная поддержка подобных мероприятий, направленная на децентрализацию и демонополизацию приоритетов.
iv. Предусмотреть меры, направленные на увеличение финансирования журналов из списка ВАКа, что позволит данным изданиям не испытывать дефицита средств и не искать дополнительные источники финансирования, в том числе за счет авторов.
v. Журналы, входящие в список ВАКа необходимо обязать сообщать в письменном виде об основаниях для отказа в приеме к публикации материалов, предусмотреть возможность процедуры апелляции и санкции за необоснованный отказ в приеме работы для опубликования.
d. Необходимо прекратить практику взимания пошлин и прочих оплат на разных этапах защиты диссертации, а также при подаче заявлений на изобретение, получении регистрационного номера и т.д.
e. Демократизация процесса защиты диссертационных работ будет способствовать повышению ответственности диссертантов за качество представляемых исследований. С этой целью в состав диссертационных советов, а апелляционных комиссий обязательно, предлагается включать представителей молодежных научных объединений при ВУЗах и НИИ, общественных организаций.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
5. Решению проблем молодежной науки, бесспорно, будет способствовать повышение престижа работы ученого. Реализация этого положения должно стать одной из задач национального проекта "НАУКА". Для ее решения необходимо улучшение как профессиональных, так и бытовых условий молодых ученых, ликвидация целого ряда социальных проблем.
a. Получение жилья на льготных условиях и улучшение имеющихся условий проживания за счет разработки и внедрения системы беспроцентного кредитования и т.п.
b. Более прогрессивное увеличение заработной платы, стипендий, пособий и других выплат молодым ученым.
c. Включение категории молодых ученых в различные программы по поддержке талантливой молодежи, культурные, социальные и другие федеральные и муниципальные программы.
d. Стимулирование повышения качества подготовки специалиста для сферы науки, гарантия возможности повышения его профессионального уровня.
i. Повышение качества образования в ВУЗах, обязательное внедрение в учебный процесс научно-исследовательской работы, введение системы существенных поощрений студентов и молодых ученых, занимающихся наукой и имеющих достижения в этой области.
ii. В форме элективных курсов проведение лекций и семинаров по проблемам организации научных исследований (поиск внебюджетных средств финансирования, технология информационного поиска и патентных исследований, ораторское искусство, методы статистической обработки результатов исследований, законодательство в сфере науки и т. п.) для студентов, проводящих долгосрочные научные исследования и соискателей ученых степеней – "Школа молодого ученого".
iii. Введение в типовую программу аспирантов и докторантов мероприятий в рамках "Школа молодого ученого".
iv. За счет федеральных средств разработка и реализация программ проведения научных мероприятий, стажировок и обменов (в т.ч. международных) молодыми учеными между ВЗУами и НИИ.
Таким образом, спектр проблем молодых ученых достаточно широк и представляет собой совокупность нерешенных вопросов, находящихся в организационно-правовой, финансово-экономической, профессиональной и социальной сферах. Многие из трудностей, возникающих у молодого ученого, имеют взаимную обусловленность, носят параллельный характер. Описанные нами сферы взаимно проникают друг в друга. Следовательно, учитывая мультипричинность и многофакторность выше изложенных негативных явлений, для их ликвидации требуется проведение ряда существенных мероприятий, направленных на усиление государственной поддержки молодежной науки, совершенствование нормативно-правовой базы, повышение престижности профессии ученого, а также повышение роли молодых ученых и их профессиональных объединений в решении проблем.
Текст письма принят на расширенном открытом заседании Бюро Курского регионального обделения Общероссийской общественной организации Российский союз молодых ученых, Областного Координационного Совета молодых ученых при Комитете по делам молодежи и туризму Курской области, Совета молодых ученых ГОУ ВПО Курского государственного медицинского университета Россздраса, с присутствием молодых ученых – представителей ВУЗов Курской области 06.06.2007 г.
Вячеслав Липатов
Источник http://drli.ru
otkrytoe_pismo_molodyh_uchenyh_kurskoy_oblasti.pdf (180.50 Kb)
« к началу страницы
|