Помощник проректора по научной и воспитательной работе Курского государственного медицинского университета, доцент Н.С. Степашов
01.08.2011 Обращение Исполкома Пироговского движения врачей России к гражданам и медицинской общественности
28.11.2010 Место науки – в провинции
20.08.2010 Изучение грантовой активности молодых ученых Курского государственного медицинского университета
15.06.2010 Информационное обеспечение молодых ученых в медицинском вузе: проблемы и перспективы
02.06.2010 Инновационный проект "Школа молодых ученых"
|
|
16.10.2008
Интегральная составляющая научно-исследовательской деятельности
Степашов Н.С., Майстренко А.Н., Огнещикова Н.Д., Чижиков Г.М., Липатов В.А.
ГОУ ВПО Курский государственный медицинский университет ФАЗСР
Курское региональное отделение ООО Российский союз молодых ученых
Стремление мирового сообщества к интеграции и преодолению межнациональных барьеров затрагивает практически все области повседневной деятельности человека, в том числе и сферу его научных познаний. Ежедневный контакт индивидуума с полиморфной средой требует выработки адекватных стереотипов поведения, что не возможно без преодоления языкового барьера и приспособления личности к условиям иного традиционного уклада, порой приобретающие главенствующее значение в процессе его социализации. Существование такого рода взаимодействий приводит к взаимному обогащению изолированных национальных сословий и положительным качественным преобразованиям внутри веками устоявшихся сообществ, что предопределяет их выживаемость в условиях человеческой цивилизации. Высшее профессиональное образование и научно-исследовательская деятельность, особенно в рамках болонского процесса, предусматривают активные действия по проведению совместной работы, обмен информацией и тому подобное.
Курский государственный медицинский университет (КГМУ), безусловно, участвует в процессах интеграции как в пределах нашей многонациональной страны с широким спектром разнообразия ее традиций, так и в рамках мирового сообщества, осуществляя свою международную деятельность путем обучения иностранных граждан и взаимного ведения многочисленных научных программ.
Существенным достижением в реализации своей многонациональной образовательной деятельности явилось получение одним из первых среди вузов России права на преподавание с использованием английского языка как языка-посредника. Данное нововведение способствует привлечению большого количества иностранных граждан, стремящихся получить качественное, соответствующее международным стандартам, адекватно соотносящееся с их экономическими возможностями образование.
Интернациональная деятельность нашего института основывается на взаимодействии его с около 30 странами мирового сообщества. В числе государств, чьи граждане проходят курс обучения в КГМУ, находятся такие как: Вьетнам, Гана, Греция, Грузия, Израиль, Иордания, Индия, Йемен, Камерун, Канада, Китай, Танзания, Ливан, Малайзия, Мальдивы, Марокко, Нигерия, Пакистан, Сирия, Судан, Саудовская Аравия, Иран, Туркменистан, Швеция, Шри-Ланка, Палестина, Зимбабве, Армения, Азербайджан и др. Большинство стран участниц данных двусторонних взаимодействий являются в большей мере представителями восточноевропейской ассоциации. Общее количество обучающихся на иностранном факультете превышает 1100 студентов, что составляет около 1/5 от общего количества нашего студенческого сообщества. Наиболее многочисленные студенческие землячества представлены такими странами, как Малайзия, Шри-Ланка, Нигерия.
В университете обучаются представители разных национальностей и религиозных конфессий. Среди студентов иностранного факультета есть представители, исповедующие православие, католицизм, буддизм, мусульманство, что обусловливает актуальность проблемы толерантных взаимоотношений, как между отечественными студентами и иностранными учащимися, так и внутри самого иностранного факультета.
В рамках реализации программы по воспитанию толерантности и межнациональной терпимости, иностранные студенты принимают участие во встречах с учениками средних общеобразовательных школ и музыкальных училищ города Курска.
Студенты-иностранцы бережно сохраняют национальные традиции, знакомят русскую молодежь со своей культурой и обычаями. Ежегодно организуются и проводятся концертные программы, посвященные национальным праздникам:
- Дипарайя (Малайзия);
- Тамильскому Новому году (Шри-Ланка);
- дню Независимости Нигерии;
- Китайскому Новому году;
- программа Индии.
К национальным праздникам также были приурочены выставки чая и специй (Шри-Ланка), "Особенности архитектуры Индии".
Кроме того, в нынешнем году были подготовлены концертные программы к визиту посла Малайзии в РФ, празднованию дня Дипавали и нового года с организацией дискотек.
Иностранные студенты принимают активное участие в работе клуба интернациональной дружбы, различных студий, академического хора. Силами иностранных студентов из Ливана, Нигерии и Малайзии создан вокально-инструментальный ансамбль.
Студенты факультета принимают активное участие в подготовке и проведении фестивалей "Мозаика культур", "Солнечный день", в организации и проведении шефских концертов художественной самодеятельности, городских, областных и университетских смотрах-конкурсах: "Смотрите! Кто пришел!", областном конкурсе народного творчества "Студенческая весна соловьиного края" (в номинации "Вокал", "Народные танцы", "Вокально-инструментальные ансамбли"). Участвуют в гала-концертах, посвященных международному Дню студента и городскому Новогоднему Параду Дедов Морозов.
Помимо проведения мероприятий направленного воспитательного характера, студенты университета общаются друг с другом и в повседневной жизни, а также при углубленном изучении предметов в кафедральных кружках и при выполнении научных исследований.
Так ежегодно на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии КГМУ в рамках образовательного процесса проводятся внутривузовская олимпиада по хирургическим навыкам и еженедельные заседания кружка им. Г.Е. Островерхова, посвященные актуальным проблемам медицины, в которых активное участие принимают иностранные студенты, решая вопросы организации и проведения данных мероприятий. Стоит отметить, что как теоретические, так и практические (в том числе и межкафедральные) заседания кружка в условиях многонациональной аудитории гарантируют и обеспечивают высокий интерес участников, пополнение специфических знаний, обогащают нравственный и духовный кругозор присутствующих.
Рассматривая науку в качестве интегрального межнационального явления, следует отметить значительную роль в его формировании высших образовательных учреждений с многонациональным и многоконфессиональным студенческим сообществом.
Воспитание в процессе обучения, элективном углублении знаний и проведении научных исследований играет важную роль в становлении компетентного специалиста. Образование интернациональных исследовательских групп студентов является оптимальной формой подобной деятельности. Это будет способствовать общению, обмену информацией, формированию навыков билингвальных коммуникаций и развитию стереотипов толерантного поведения.
Наука – не имеющая национальности категория, однако каждая из стран обладает не только культурной, но и интеллектуальной самобытностью, имеет свои научные специализации, особую сложившуюся национальную методологию. Прогрессивным шагом в развитии интегрального научного взаимодействия является комплексирование и взаимообогащение в сфере образования и науки. Достижение взаимовыгодного прогресса через позитивное сотрудничество также способствует международному межличностному общению.
Таким образом, в высших учебных заведениях необходимо прилагать усилия для развития многонациональных студенческих ассоциаций с целью проведения научных изысканий. При оценке работы студенческих научных кружков, факультетских молодежных научных обществ в качестве позитивного показателя следует учитывать их многонациональный состав, а также наличие международных научных связей, опыт проведения международных исследовательских проектов и мероприятий.
Источник http://drli.ru
« к началу страницы
|